Previous Entry Share Next Entry
Вечная дилемма: Кредит или бюджет?
Mejhani
mejhani

 

 

Нынче не тот богат, у кого денег много,

а тот, кто их добывать умеет.

/A.Н. Островский «Бешенные деньги»/

 



Тему, как лучше жить: с кредитом или с бюджетом, поднял в своей пьесе «Бешенные деньги» Александр Николаевич Островский в 1870 году. Эта тема не потеряла своей остроты и сегодня.. Режиссер Роман Козак (который, к сожалению, ушел слишком рано, и этот спектакль – последний спектакль очень хорошего режиссера) предложил актерам Московского Драматического театра им А.Пушкина сделать версию, непривязанную к конкретной эпохе. От Островского остался только текст, и персонажи, точнее маски, которые за прошедшее столетья не изменились, просто сменили своих владельцев. В результате, на сцене царит вневременье, что в декорациях, что в костюмах, что в деталях. Вообще, меня долго не отпускало ощущение, что мы видим какой-то уголок где-то вне привычного мира, где по странной иронии судьбы, собрались герои, а то и персонажи, сбежавшие от своих авторов, совершенно из разных временных и пространственных слоев.
 


В спектакле собран, на мой взгляд, чрезвычайно удачный актерский состав. Здесь и Вера Алентова, и Виктор Вержбицкий и Николай Фоменко с Иваном Ургантом. Надо сказать, что «ровность» состава приятно удивила. Кажется, что все очень гармонично сжились со своими персонажами.


Режиссерско–актерский тандем в этом спектакле классической постановке предпочел фарс, точнее комедию масок дель арте, поэтому все актеры смогли во всей красе раскрыть свои комедийные таланты. Описывать бесполезно, надо видеть. Хороши все. Каждый старается сыграть остро, чтобы возможно за слегка утрированным образом, зритель мог узнать себя или своих знакомых.


Самая серьезная роль досталась самому «нетеатральному» из всех - Ивану Урганту, к тому же он играет единственного делового человека во всем спектакле. В костюме с пропеллером, он совершенно не похож на Карлсона. Он просто человек, который спешит по своим делам, знает счет каждому заработанному рублю, любит очень разбалованную и корыстную особу, но именно такой человек и способен утратить «строптивую любительницу бешеных денег».


Александра Урсуляк, которая играет ту самую «строптивую любительницу бешеных денег» в своем образе несет черты множества современных девушек, для которых самым привлекательным в мужчине является толщина его кошелька. Печально, но не безнадежно. Под давлением обстоятельств многое можно изменить.


У Веры Алентовой элегантный, изящный, корыстный и в то же время, немного наивный образ. И эта маска матери, для которой финансовое благополучие дочери – основной критерий оценки женихов – тоже прекрасно узнаваема.

Николай Фоменко всеми ужимками, прыжками манерами делает своего героя наиболее манерным и пафосным. Это классический болтун, за которым нет ничего больше. И здесь это понятно с самого начала. А ведь как часто мы покупаемся просто на красивые речи, не пытаясь разобраться, есть ли за этими словами хоть что-то.


Признаюсь, среди всех ярких, фонтанирующих образов (кстати, на сцене среди есть и небольшой фонтан) меня больше всех впечатлил Виктор Вержбицкий. Его игру я бы не побоялась назвать фееричной. У Вержбицкого, Телятев это немного постаревший Арамис, чрезвычайно элегантный любитель женщин, шикарной жизни, тот, у кого на самом деле нет ничего, но всем, кажется, что он сказочно богат, при всем при этом, он прекрасно понимает, кто он на самом деле, но и не думает унывать, поскольку прекрасно понимает, что «Москва, такой город, что мы, Телятевы да Кучумовы, в ней не погибнем. Мы и без копейки будем иметь и почет, и кредит. Долго еще каждый купчик будет за счастье считать, что мы ужинаем и пьем шампанское на его счет. Вот портные - от тех уважения мало. Но и старую шинель, и старую шляпу можно носить с таким достоинством, что издали дают тебе дорогу.» Вержбицкий виртуозен на сцене, будь то подглядывание, дуэль (точнее ее попытка), общение с героями, раскрытие прописных истин или просто, присутствие на сцене. Кажется, что своим присутствием он заполняет те пустоты, которые могут возникать в этом спектакле.


Декорации чрезвычайно просты: белая конструкция с арочными проходами, фальшивые колонны, создающие ощущение роскоши, плюс несколько предметов мебели и несколько ярких деталей (особенно забавна механическая собачка). Декорации мобильны и позволяют не только передавать зрителю ощущение разных квартир и комнат, но и создают необходимый объем, и не позволяют актерам теряться на сцене. Наоборот, все сделано так, чтобы главными были актеры и их игра. Собственно, ожидать другого было невозможно, поскольку сценограф спектакля – знаменитый Игорь Попов.


Особым украшением спектакля является живая музыка и пение актеров.

 


В спектакле есть замечательный диалог:

Л и д и я. Где ж мне денег взять, то есть больших денег, много денег? Неужели нет ни у кого?

Т е л я т е в. Есть, как не быть!

Л и д и я. У кого же они?

Т е л я т е в. У деловых людей, которые их даром не бросают.

Л и д и я. Не бросают? Жаль!

Т е л я т е в. Еще как жаль-то! Теперь и деньги-то умней стали, все к деловым людям идут, а не к нам. А прежде деньги глупей были. Вот именно такие деньги вам и нужны.

Л и д и я. Какие?

Т е л я т е в. Бешеные. Вот и мне доставались все бешеные, никак их в кармане не удержишь. Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, - деньги умные. Они лежат смирно. Мы их маним к себе, а они нейдут; говорят: "Мы знаем, какие вам деньги нужны, мы к вам не пойдем". И уж как их ни проси, не пойдут. Что обидно-то, знакомства с нами не хотят иметь.

Именно этот смысл на протяжении 2,5 часов пытаются донести до зрителя актеры. Они стараются заставить нас не верить пустым словам и обещаниям, и не надеяться на мифический и столь любимый русским человеком «авось» (или богатого дядю). И пьеса Островского и спектакль созданы для того, чтобы человек смог понять, что важно не просто считать деньги, а учиться зарабатывать, а главное думать и взвешивать свои желания и свои возможности.

 

 

 



Страничка спектакля на сайте театра (с фотографиями)


  • 1
Вижу, что тебе понравилось :) Хорошо написано. Спасибо :)

С оценкой возможностей пока хреново, от обгатого дяди не отказалась бы :)))

OFFTOP

ты есть в facebook?

PS
Это Вова, приезжали к тебе в Ригу вместе с Наташей в прошлом году в конце февраля.

  • 1
?

Log in